материал для второго курса Конституционный Суд Российской Федерации
Тема. Конституционный Суд Российской Федерации
1. Конституционный
суд РФ – судебный орган конституционного контроля: состав и порядок образования
Конституционного суда РФ.
2. Полномочия
Конституционного суда РФ.
3. Порядок
рассмотрения дел в Конституционном Суде РФ.
1 вопрос. Конституционный суд РФ – -
судебный орган конституционного контроля: состав и порядок образования
Конституционного суда РФ.
Сущность конституционного контроля
состоит в оценке соответствия различных нормативных правовых актов государства
его основному закону - конституции; принимая решение о признании акта
противоречащим конституции, орган конституционного контроля одновременно
объявляет об утрате актом юридической силы, прекращении его действия.
Наряду с понятием "конституционный
контроль" есть и понятие "конституционный надзор".
Конституционный надзор состоит в том, что компетентный орган, находя акт не
соответствующим конституции, предлагает органу, принявшему его, либо
вышестоящему органу отменить этот акт.
Различие между конституционным
контролем и конституционным надзором состоит прежде всего в силе
соответствующих решений: орган конституционного контроля вправе либо отменить
акт, либо объявить его утратившим силу; орган конституционного надзора сам не
может этого сделать и только предлагает иным органам отменить акт, оцениваемый
им как неконституционный.
Нормативно-правовые основы статуса,
компетенции и организации деятельности Конституционного Суда составляют прежде
всего нормы Конституции РФ. В ч. 1 ст. 11 говорится, что государственную власть
в Российской Федерации осуществляют наряду с Президентом, парламентом,
Правительством также и суды Российской Федерации.
Ч. 2 ст. 118 закрепляет, что
судебная власть осуществляется посредством конституционного,
гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства.
Глава 7 Конституции, ст. 125, содержит
нормы, обращенные к Конституционному Суду., специально посвященная
Конституционному Суду. Статьи 83 (п. "е"),
102 (п. "ж»; «л»), 128 (ч. 1) регулируют назначение на должность председателя,
заместителя председателя и судьи Конституционного Суда.
Полномочия, порядок образования и деятельности
Конституционного Суда установлены Федеральным конституционным законом от
21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».
При рассмотрении дела в любой
инстанции, придя к выводу о несоответствии Конституции РФ закона, примененного
или подлежащего; применению в указанном деле, суд обращается в Конституционный
Суд РФ с запросом о проверке конституционности данного закона (ст. 101
Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской
Федерации»).
Конституционный
Суд Российской Федерации - высший судебный орган конституционного контроля в
Российской Федерации, осуществляющий судебную власть самостоятельно и
независимо посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ
конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина,
обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской
Федерации.
Основными принципами деятельности
Конституционного Суда Российской Федерации являются независимость, коллегиальность,
гласность, состязательность и равноправие сторон.
Состав, порядок образования Конституционного Суда Российской
Федерации
Конституционный Суд Российской
Федерации состоит из одиннадцати судей, включая Председателя Конституционного
Суда Российской Федерации и его заместителя.
Конституционный Суд Российской
Федерации правомочен осуществлять свою деятельность при наличии в его составе
не менее восьми судей.
Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи
Конституционного Суда Российской Федерации
Судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть
назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста
не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое
образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет,
обладающий признанной высокой квалификацией в области права, постоянно
проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства)
иностранного государства либо вида на жительство или иного документа,
подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации
на территории иностранного государства.
Порядок назначения на должность судьи Конституционного Суда
Российской Федерации
Судьи Конституционного Суда
Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации по
представлению Президента Российской Федерации.
Предложения о кандидатах на
должности судей Конституционного Суда Российской Федерации могут вноситься
Президенту Российской Федерации комитетами Совета Федерации и Государственной
Думы, Верховным Судом Российской Федерации, законодательными
(представительными) органами государственной власти субъектов Российской
Федерации, федеральными юридическими ведомствами, а также выборными органами
судейского сообщества в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации,
всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и
образовательными организациями.
Совет Федерации рассматривает вопрос
о назначении на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации в
срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления Президента
Российской Федерации.
Каждый судья Конституционного Суда
Российской Федерации назначается на должность в индивидуальном порядке тайным
голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда Российской
Федерации считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего
числа сенаторов Российской Федерации.
Если в случае выбытия судьи из
состава Конституционного Суда Российской Федерации число судей окажется менее
восьми, представление о назначении другого лица на вакантное место судьи
вносится Президентом Российской Федерации в Совет Федерации не позднее месяца
со дня открытия вакансии.
После
назначения Председатель Совета Федерации приводит к присяге лицо, назначенное
на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации.
Судья
Конституционного Суда Российской Федерации приносит присягу следующего
содержания: "Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного
Суда Российской Федерации, подчиняясь при этом только Конституции Российской
Федерации, ничему и никому более".
Председатель
и заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации
назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента
Российской Федерации сроком на шесть лет.
Полномочия судьи
Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком.
Однако, для судей установлен предельный возраст пребывания в должности судьи
Конституционного Суда Российской Федерации - семьдесят лет. Судья
Конституционного Суда Российской Федерации считается вступившим в должность с
момента принятия им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день
месяца, в котором ему исполняется семьдесят лет. Судья Конституционного Суда
Российской Федерации, достигший предельного возраста пребывания в должности
судьи, продолжает исполнять обязанности судьи до принятия итогового решения по
делу, слушание по которому проведено с его участием.
Если в случае выбытия судьи из
состава Конституционного Суда Российской Федерации число судей окажется менее
двух третей от общего числа судей, он продолжает исполнять обязанности судьи до
назначения на должность нового судьи.
Предельный возраст пребывания в
должности судьи не распространяется на Председателя Конституционного Суда
Российской Федерации.
Предельный возраст пребывания в
должности заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации -
семьдесят шесть лет.
Судья Конституционного Суда
Российской Федерации не может быть сенатором Российской Федерации, депутатом
Государственной Думы, иных представительных органов, занимать либо сохранять за
собой другие государственные или общественные должности, иметь частную
практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью,
кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности,
Судья Конституционного Суда
Российской Федерации не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме
законного представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах,
оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от
обязанностей.
Судья Конституционного Суда
Российской Федерации не может принадлежать к политическим партиям и движениям,
материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести
политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в
органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать
на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной
политической деятельностью. Он не может также входить в руководящий состав
каких-либо общественных объединений, даже если они и не преследуют политических
целей.
Судья Конституционного Суда
Российской Федерации не вправе в печатных изданиях, средствах массовой
информации, самостоятельно распространяемых текстах, на сайтах (страницах
сайтов) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в
выступлениях перед любой аудиторией, в переписке с органами публичной власти,
организациями и гражданами, которые исходя из обстоятельств ее ведения могут ее
обнародовать, высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом
рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации либо изучается или
принят к рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации, до принятия
решения по этому вопросу, а также критиковать в какой бы то ни было форме
решения Конституционного Суда Российской Федерации.
Судье Конституционного Суда
Российской Федерации запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить
наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за
пределами территории Российской Федерации.
Приостановление полномочий судьи
Конституционного Суда Российской Федерации
Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации
могут быть приостановлены в случаях, если:
1) в отношении судьи возбуждено
уголовное дело либо он привлечен в качестве обвиняемого по другому уголовному
делу;
2) судья по состоянию здоровья
временно не способен выполнять свои обязанности.
Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации
Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации,
в том числе Председателя и заместителя Председателя Конституционного Суда
Российской Федерации, прекращаются ввиду:
1) нарушения порядка его назначения
на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации;
2) достижения судьей предельного
возраста пребывания в соответствующей должности;
3) личного письменного заявления
судьи об отставке до достижения им предельного возраста пребывания в
соответствующей должности;
4) утраты судьей гражданства
Российской Федерации, приобретения гражданства (подданства) иностранного
государства либо получения вида на жительство или иного документа,
подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации
на территории иностранного государства;
5) вынесенного в отношении судьи
обвинительного приговора, вступившего в законную силу;
6) совершения судьей поступка,
порочащего честь и достоинство судьи;
7) занятия деятельностью или
совершения действий, не совместимых с должностью судьи;
8) неучастия судьи в заседаниях
Конституционного Суда Российской Федерации или уклонения его от голосования
свыше двух раз подряд без уважительных причин;
9) признания судьи недееспособным
решением суда, вступившим в законную силу;
10) признания судьи безвестно
отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;
11) объявления судьи умершим
решением суда, вступившим в законную силу;
12) смерти судьи.
Вопрос 2. Полномочия Конституционного Суда РФ.
Компетенция Конституционного Суда, с
одной стороны, достаточно широка, а с другой – ограничена четкими рамками,
определенными ст.3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде
Российской Федерации» 21.07.1994 N 1-ФКЗ.
КС решает исключительно вопросы права. При
осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается от
установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда
это входит в компетенцию др. судов.
Полномочия Конституционного Суда
Российской Федерации не ограничены определенным сроком.
Первая группа полномочий КС РФ это проверка определенных видов актов подлежащих
рассмотрению КСРФ с точки зрения их соответствия Конституции Российской
Федерации:
по запросам
Президента Российской Федерации,
Совета Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации
Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации
одной пятой сенаторов Российской
Федерации или депутатов Государственной Думы
Правительства Российской Федерации
Верховного Суда Российской Федерации
органов законодательной и
исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о
соответствии Конституции Российской Федерации:
а) федеральных конституционных
законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской
Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской
Федерации;
б) конституций республик, уставов, а
также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных
по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской
Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской
Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) договоров между органами
государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти
субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти
субъектов Российской Федерации;
г) не вступивших в силу
международных договоров Российской Федерации;
Вторая группа полномочий это разрешение споров о компетенции
по ходатайству Президента Российской
Федерации, любого из участвующих в споре органов разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами
государственной власти;
б) между органами государственной
власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов
Российской Федерации;
в) между высшими государственными
органами субъектов Российской Федерации;
Третья группа полномочий проверка конституционности законов и иных нормативных актов:
1.
по жалобам
на нарушение конституционных прав и свобод
проверяет конституционность федеральных конституционных законов, федеральных
законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации,
Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, конституций
республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов
Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов
государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов
государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти
субъектов Российской Федерации, примененных в конкретном деле, если
исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты;
Гражданин обращается в КСРФ по жалобам на нарушение
конституционных прав и свобод. Подать жалобу можно если исчерпаны все другие
внутригосударственные средства судебной защиты. Предметом рассмотрения КС РФ являются
не конкретные дела, а положения законов и иных нормативных актов на предмет
соответствия КРФ. Жалоба может быть
подана гражданином в КСРФ в срок не позднее одного года после принятия
судебного решения, которым исчерпываются внутригосударственные средства
судебной защиты.
2.
по запросам
судов проверяет конституционность
федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов
Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы,
Правительства Российской Федерации, конституций республик, уставов, а также законов
и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам,
относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и
совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и
органов государственной власти субъектов Российской Федерации, подлежащих
применению соответствующим судом в конкретном деле.
3.
Полномочия
по толкованию Конституции Российской Федерации
Строго очерчен круг субъектов,
которые могут обращаться в КСРФ с запросом о толковании КРФ.
по запросам Президента Российской
Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской
Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает
толкование Конституции Российской Федерации.
Толкование Конституции Российской
Федерации, данное Конституционным Судом Российской Федерации, является
официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных
органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий,
учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
4.
Полномочия
по проверке проектов законов Российской Федерации о поправке к КРФ, а также
законов, принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации, до их подписания
Президентом Российской Федерации.
¾ по запросу Президента Российской Федерации проверяет конституционность проектов законов
Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, проектов
федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также законов,
принятых в порядке, предусмотренном частями 2
и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации, до их подписания
Президентом Российской Федерации,
¾ проверяет конституционность законов субъекта Российской
Федерации до их обнародования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации
(руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта
Российской Федерации).
5.
по запросам Президента Российской
Федерации, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской
Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации разрешает вопрос о
возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на
основании положений международных договоров Российской Федерации в их
истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации;
Акты или их отдельные положения,
признанные неконституционными, утрачивают силу или не приобретают юридическую
силу.
Признанные не соответствующими
Конституции Российской Федерации не вступившие в силу международные договоры
Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.
6.
По запросу Совета Федерации дает
заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации или
Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение полномочий в связи с
истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки
или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему
полномочия, в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
7.
КСРФ осуществляет право
законодательной инициативы по вопросам своего ведения
8.
Принимает решение о соответствии
Конституции Российской Федерации инициативы проведения референдума Российской
Федерации. По запросам Президента Российской Федерации, Верховного Суда
Российской Федерации проверяет конституционность вопроса, выносимого на
референдум Российской Федерации.
Вопрос 3. Порядок рассмотрения дел в Конституционном Суде РФ.
Выделяют следующие стадии
рассмотрения дел в КСРФ:
1.
Обращение в КСРФ.
Оно направляется в Конституционный
Суд Российской Федерации в письменной форме и подписывается управомоченным
лицом (управомоченными лицами). Обращение может быть направлено в
Конституционный Суд Российской Федерации в электронном виде.
2.
Рассмотрение обращений Секретариатом Конституционного Суда Российской
Федерации
Обращения, поступающие в
Конституционный Суд Российской Федерации, подлежат обязательной регистрации.
В случаях, если обращение:
1) явно не подведомственно
Конституционному Суду Российской Федерации;
2) по форме не отвечает требованиям
настоящего Федерального конституционного закона;
3) исходит от явно ненадлежащего
органа или лица;
4) не оплачено государственной
пошлиной и отсутствуют ходатайство об освобождении от уплаты государственной
пошлины, уменьшении ее размера, отсрочке (рассрочке) ее уплаты и документы,
подтверждающие основания для такого ходатайства;
5) не может быть признано допустимым
Секретариат Конституционного Суда
Российской Федерации уведомляет заявителя о несоответствии его обращения
требованиям закона.
3.
Предварительное изучение обращения судьями Конституционного Суда
Российской Федерации
Председатель Конституционного Суда
Российской Федерации с учетом принципа равномерности нагрузки судей поручает
одному или нескольким судьям предварительное изучение обращения.
Позиция судьи (судей)
Конституционного Суда Российской Федерации по результатам предварительного
изучения обращения докладывается в заседании Конституционного Суда Российской
Федерации.
4.
Принятие обращения к рассмотрению
Решение по вопросу о принятии
обращения к рассмотрению принимается в заседании Конституционного Суда
Российской Федерации.
О принятом Конституционным Судом
Российской Федерации решении уведомляются стороны.
Возможен отказ в принятии обращения к рассмотрению
Конституционный Суд Российской
Федерации принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению в
случаях, если:
1) разрешение вопроса, поставленного
в обращении, не подведомственно Конституционному Суду Российской Федерации;
2) обращение в соответствии с требованиями
настоящего Федерального конституционного закона не является допустимым;
2.1) обращение исходит от
ненадлежащего органа или лица;
3) по предмету обращения
Конституционным Судом Российской Федерации ранее было вынесено постановление,
сохраняющее свою силу
4) акт, конституционность которого
оспаривается, был отменен или утратил силу, за исключением случаев, когда он
продолжает применяться к правоотношениям, возникшим в период его действия.
Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации может
быть отозвано заявителем по делам, рассматриваемым с проведением слушания, не
позднее чем за десять дней до начала рассмотрения дела в заседании
Конституционного Суда Российской Федерации, а по делам, рассматриваемым без
проведения слушания, - в течение месяца со дня принятия обращения к
рассмотрению. В случае отзыва обращения с соблюдением указанных требований
производство по делу прекращается.
5.
Назначение и подготовка дела к слушанию
Решение о назначении дел к
слушанию в заседании Конституционного Суда Российской Федерации принимается
Конституционным Судом Российской Федерации с учетом общественной значимости дел
и очередности поступления обращений.
Разрешение дел без проведения слушания
Конституционный Суд Российской
Федерации без проведения слушания может рассматривать и разрешать дела о
соответствии Конституции Российской Федерации
нормативных правовых актов, если придет к выводу о том, что вопрос может
быть разрешен на основании содержащихся в ранее принятых постановлениях
Конституционного Суда Российской Федерации правовых позиций, либо если с учетом
характера поставленного вопроса и обстоятельств дела отсутствует явная
необходимость в устном представлении позиции заявителя и другой стороны при ее
наличии.
Разрешение дела без проведения
слушания осуществляется в заседании Конституционного Суда Российской Федерации.
По итогам разрешения дела без проведения слушания выносится постановление.
Соединение дел
Рассмотрение каждого дела
образует предмет особого заседания. Конституционный Суд Российской Федерации
может соединить в одном производстве дела по обращениям, касающимся одного и
того же предмета.
Подготовка дела к слушанию
Для подготовки дела к слушанию,
составления проекта решения Конституционного Суда Российской Федерации, а также
изложения материалов в заседании Конституционный Суд Российской Федерации
назначает одного или нескольких судей-докладчиков.
При изучении обращения и подготовке
дела к слушанию судья-докладчик в соответствии с полномочиями Конституционного
Суда Российской Федерации истребует необходимые информацию, документы и иные
материалы, пользуется консультациями специалистов, по согласованию с
Председателем Конституционного Суда Российской Федерации требует производства
проверок, исследований, представления письменного профессионального мнения
специалистов.
6.
Судебный
процесс
7.
Совещание судей по принятию итогового решения
Итоговое решение по
рассматриваемому делу принимается Конституционным Судом Российской Федерации в
закрытом совещании.
В совещании участвуют только судьи
Конституционного Суда Российской Федерации, рассматривающие данное дело. В
совещательной комнате могут присутствовать сотрудники Конституционного Суда
Российской Федерации, обеспечивающие протоколирование и нормальный ход
совещания.
В ходе совещания судьи
Конституционного Суда Российской Федерации вправе свободно излагать свою
позицию по обсуждаемому вопросу и просить других судей уточнить их позиции.
Число и продолжительность выступлений на совещании не могут быть ограничены.
В протоколе совещания в обязательном
порядке фиксируются вопросы, ставившиеся на голосование, и результаты
голосования. Протокол подписывается всеми присутствовавшими судьями и не
подлежит оглашению.
Судьи и другие лица,
присутствовавшие на закрытом совещании, не вправе разглашать содержание
дискуссии и результаты голосования, в том числе обнародовать свое несогласие с
принятым решением в какой бы то ни было форме.
Решения Конституционного Суда
Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для
всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной
власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций,
должностных лиц, граждан и их объединений.
Конституционный Суд Российской
Федерации в ходе осуществления конституционного судопроизводства принимает
решения в форме постановлений, заключений, определений.
Конституционный Суд Российской Федерации правомочен
принимать решения при участии в заседании не менее шести судей.
Решение Конституционного Суда
Российской Федерации принимается открытым голосованием путем поименного опроса
судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним.
Решение Конституционного Суда
Российской Федерации считается принятым при условии, что за него проголосовало
большинство участвовавших в голосовании судей, если иное не предусмотрено
настоящим Федеральным конституционным законом.
Решение о толковании Конституции Российской Федерации принимается большинством не менее двух
третей от числа действующих судей.
Судья Конституционного Суда
Российской Федерации не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от
голосования.
Комментарии
Отправить комментарий