Материал для второго курса Организация публичной власти в субъектах Российской Федерации и на уровне местного самоуправления
Тема:
Организация публичной власти в субъектах Российской Федерации и на уровне
местного самоуправления
3. 3. Высшее
должностное лицо субъекта Российской Федерации как орган публичной власти.
4. 4. Конституционно-правовые
основы местного самоуправления в Российской Федерации
Вопрос
1. Конституционно-правовые основы формирования и деятельности органов
государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Конституции РФ - республиканской формой правления, обусловливается
выборность всех органов публичной власти в государстве, в том числе и органов
субъектов РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 5, федеративное устройство
Российской Федерации основано в том числе на единстве системы государственной
власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами
государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.
В соответствии с ч. 2 ст.
11 Конституции РФ "государственную власть в
субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы
государственной власти".
В соответствии с ч. 1 ст.
77 Конституции РФ "Система органов
государственной власти республик, краев, областей, городов федерального
значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами
Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного
строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и
исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным
законом".
В соответствии со ст. 80 Конституции РФ - Президент
РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов,
входящих в единую систему публичной власти.
В соответствии со ст. 132 Конституции РФ -
органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного
самоуправления в их совокупности входят в единую систему публичной власти в
Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного
решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей
территории.
Специальным нормативным актом, определяющим
основы организации государственной власти в субъектах РФ является, Федеральный
закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной
власти в субъектах Российской Федерации".
Основным законом субъекта РФ является
Конституция (Устав) которые определяют особенности статуса, полномочий, структуры
и организации работы органов государственной власти данного субъекта.
Систему органов государственной власти субъекта
Российской Федерации составляют: законодательный орган субъекта Российской
Федерации; высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации; высший
исполнительный орган субъекта Российской Федерации; иные органы государственной
власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией
(уставом) субъекта Российской Федерации.
Вопрос
2. Законодательный орган субъекта Российской Федерации как орган публичной
власти: порядок формирования и полномочия
Законодательный орган субъекта
Российской Федерации является представительным и единственным законодательным
органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Он является
постоянно действующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Наименование законодательного органа субъекта Российской Федерации, его
структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации
с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской
Федерации. Законодательный орган субъекта Российской Федерации вправе
осуществлять свои полномочия, если в состав указанного органа избрано не менее
двух третей от установленного числа депутатов.
Число депутатов законодательного
органа субъекта Российской Федерации устанавливается конституцией (уставом)
субъекта Российской Федерации и определяется в зависимости от численности
избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации.
Установленное число депутатов должно составлять:
1) не менее 15 и не более 50
депутатов - при численности избирателей менее 500 тысяч человек;
2) не менее 25 и не более 70
депутатов - при численности избирателей от 500 тысяч до 1 миллиона человек;
3) не менее 35 и не более 90
депутатов - при численности избирателей от 1 миллиона до 2 миллионов человек;
4) не менее 45 и не более 110
депутатов - при численности избирателей свыше 2 миллионов человек.
Срок полномочий депутатов
законодательного органа субъекта Российской Федерации одного созыва составляет
пять лет.
Депутаты законодательного органа субъекта Российской
Федерации избираются гражданами Российской Федерации, проживающими на
территории субъекта Российской Федерации и обладающими в соответствии с
федеральным законом активным избирательным правом.
Депутатом может быть избран гражданин Российской
Федерации, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства
(подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа,
подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации
на территории иностранного государства, и обладающий в соответствии с
федеральным законом, конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской
Федерации пассивным избирательным правом.
Законом субъекта Российской Федерации может
предусматриваться количество депутатов законодательного органа субъекта
Российской Федерации, которые избираются по единому избирательному округу
пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты,
выдвинутые избирательными объединениями в соответствии с законодательством
Российской Федерации о выборах.
Основные полномочия законодательного
органа субъекта Российской Федерации
1) принимает конституцию субъекта
Российской Федерации и поправки к ней, если иной порядок принятия конституции
субъекта Российской Федерации и поправок к ней не установлен конституцией
субъекта Российской Федерации, принимает устав субъекта Российской Федерации и
поправки к нему;
2) обладает правом законодательной
инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации;
3) осуществляет законодательное
регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам
совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в
пределах полномочий субъекта Российской Федерации;
4) заслушивает ежегодный отчет о
результатах деятельности высшего исполнительного органа субъекта Российской
Федерации, в том числе по вопросам, поставленным законодательным органом
субъекта Российской Федерации, представленный высшим должностным лицом субъекта
Российской Федерации или председателем высшего исполнительного органа субъекта
Российской Федерации;
5) заслушивает информацию о
деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти
и органов местного самоуправления в соответствующем субъекте Российской
Федерации, определяет порядок участия в заседаниях законодательного органа
субъекта Российской Федерации руководителей исполнительных органов субъекта
Российской Федерации;
6) осуществляет иные полномочия,
установленные Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом,
другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта
Российской Федерации.
Народное Собрание - парламент
Республики Дагестан - является постоянно действующим законодательным
(представительным) органом государственной власти Республики Дагестан.
Народное Собрание Республики
Дагестан состоит из 90 депутатов.
Народное Собрание Республики
Дагестан избирается сроком на пять лет. Порядок избрания депутатов Народного
Собрания Республики Дагестан определяется законом Республики Дагестан «О
выборах депутатов Народного Собрания Республики Дагестан» см. Закон Республики
Дагестан от 1 ноября 2006 г. N 50
Депутатом Народного Собрания
Республики Дагестан может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший
21 года и имеющий право участвовать в выборах.
Вопрос
3. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации как орган публичной
власти
Высшее должностное лицо субъекта
Российской Федерации осуществляет руководство исполнительной властью в субъекте
Российской Федерации и определяет структуру органов исполнительной власти
субъекта Российской Федерации. Избирается гражданами Российской Федерации или
депутатами законодательного органа субъекта Российской Федерации на пять лет.
Высшим должностным лицом субъекта
Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации,
постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства
(подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного
документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской
Федерации на территории иностранного государства, обладающий в соответствии с
Конституцией Российской Федерации, федеральным законом пассивным избирательным
правом и достигший возраста 30 лет.
Наименованием должности высшего
должностного лица субъекта Российской Федерации - наименование
"Глава" или "Губернатор".
Глава Республики Дагестан является
высшим должностным лицом Республики Дагестан и возглавляет исполнительную
власть Республики Дагестан.
Глава Республики Дагестан избирается
депутатами Народного Собрания Республики Дагестан в соответствии с федеральным
законодательством, Конституцией и законом Республики Дагестан.
Главой Республики Дагестан может
быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий в соответствии с
Конституцией Российской Федерации, федеральным законом пассивным избирательным
правом, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство
или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина
Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший
возраста 30 лет.
Основные полномочия высшего
должностного лица субъекта Российской Федерации
Высшее должностное лицо
субъекта Российской Федерации:
1) представляет субъект Российской
Федерации в отношениях с Президентом Российской Федерации, Федеральным
Собранием Российской Федерации, Правительством Российской Федерации,
Государственным Советом Российской Федерации, иными органами, организациями и
должностными лицами и при осуществлении внешнеэкономических связей в пределах
компетенции субъекта Российской Федерации, вправе подписывать договоры и
соглашения от имени субъекта Российской Федерации;
2) подписывает и обнародует законы
субъекта Российской Федерации либо отклоняет законы, принятые законодательным
органом субъекта Российской Федерации;
3) обеспечивает координацию
деятельности исполнительных органов субъекта Российской Федерации с иными
органами государственной власти субъекта Российской Федерации и в соответствии
с законодательством Российской Федерации организует взаимодействие
исполнительных органов субъекта Российской Федерации с федеральными органами
исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного
самоуправления, иными органами, входящими в единую систему публичной власти в
Российской Федерации;
4) определяет систему и структуру
исполнительных органов субъекта Российской Федерации в соответствии с
конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации;
5) формирует высший исполнительный
орган субъекта Российской Федерации и принимает решение об его отставке;
6) возглавляет высший исполнительный
орган субъекта Российской Федерации или назначает и освобождает от должности председателя
высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации;
7) определяет основные направления
деятельности высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации;
8) представляет в законодательный
орган субъекта Российской Федерации ежегодные отчеты о результатах деятельности
высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, в том числе по
вопросам, поставленным законодательным органом субъекта Российской Федерации и
др.
Система и структура исполнительных
органов субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом
субъекта Российской Федерации в соответствии с конституцией (уставом) субъекта
Российской Федерации.
Правительство Республики
Дагестан является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной
власти Республики Дагестан.
Правительство Республики Дагестан
формируется Главой Республики Дагестан в составе Председателя Правительства
Республики Дагестан, заместителей Председателя Правительства Республики
Дагестан и министров Республики Дагестан.
Глава Республики Дагестан вправе
ввести в состав Правительства Республики Дагестан, в том числе по предложению
Председателя Правительства Республики Дагестан, руководителей других органов
исполнительной власти Республики Дагестан.
Правительство Республики Дагестан
слагает свои полномочия перед вновь избранным Главой Республики Дагестан и по
его поручению продолжает выполнять свои функции до сформирования нового
Правительства Республики Дагестан.
Правительство Республики Дагестан
ответственно перед Главой Республики Дагестан.
В соответствии с Конституцией
РФ (статья 3) носителем суверенитета и единственным источником
власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ
осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной
власти и органы местного самоуправления. То есть статья 3 Основного Закона
признает МСУ формой народовластия и самостоятельным уровнем осуществления
власти народа. В Российской Федерации в соответствии с
Конституцией признается и гарантируется местное самоуправление. Местное
самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного
самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Базовым нормативным актом является Федеральный
закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации".
Местное самоуправление в Российской
Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в
пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в
случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской
Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением
непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного
значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных
традиций.
Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает
самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение,
пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
В соответствии с поправками к Основному закону 2020 г. местное
самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях, виды которых
устанавливаются федеральным законом. Выделяют следующие виды муниципальных
образований: городское или сельское поселение, муниципальный район,
муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским
делением, внутригородской район либо внутригородская территория города
федерального значения;
Территории муниципальных
образований определяются с учетом исторических и иных местных традиций.
Структура органов местного самоуправления определяется населением
самостоятельно в соответствии с общими принципами организации местного самоуправления
в Российской Федерации, установленными федеральным законом.
Органы государственной власти могут
участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на
должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в
порядке и случаях, установленных федеральным законом.
Органы местного самоуправления и органы
государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской
Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач
в интересах населения, проживающего на соответствующей территории
Система
местного самоуправления в России - это совокупность организационных форм и
способов решения населением самостоятельно и непосредственно, а также через
органы местного самоуправления вопросов местного значения.
Федеральный
закон 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации" разделяет формы непосредственной демократии на две
категории:
а)
те, посредством которых население принимает окончательное решение (референдум,
выборы, голосование по отзыву, сход жителей) или предопределяет его принятие (в
определенных случаях голосование по вопросу об изменении границ муниципального
образования). В науке конституционного и муниципального права зачастую все
подобные возможности иногда называют императивными формами непосредственной
демократии;
б)
которые позволяют органам и должностным лицам местного самоуправления выявить
мнение населения по тому или иному вопросу муниципальной жизни, чтобы учесть
такое мнение при выработке (доработке) своих решений - эти возможности называют
консультативными формами непосредственной демократии (к их числу относятся
публичные слушания, собрания и конференции, опросы граждан).
В соответствии с
"Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" структуру органов
местного самоуправления составляют представительный орган муниципального
образования, глава муниципального образования, местная администрация
(исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный
орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица
местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и
обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Наличие в структуре органов местного
самоуправления представительного органа муниципального образования, главы
муниципального образования, местной администрации
(исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является
обязательным, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.
В
ГД ФС РФ находится на рассмотрении законопроект «Об общих принципах организации
местного самоуправления
в единой системе публичной власти», который вносит серьезные изменения во все
основы МСУ.
Комментарии
Отправить комментарий